22:33 Д.Д. Шостакович. 7-я симфония. | |
7-я симфония Д.Д. Шостаковича Вопросы к заключительному контрольному уроку: 1.Назовите, какой самый важный жанр в творчестве Шостаковича? 2.На какие жанры оказывает влияние симфония в творчестве Шостаковича? 3.Что хотел показать Шостакович в своих симфониях? 4.. Год создания симфонии 5.. Когда и где состоялась премьера 7 симфонии? 6.. А за границей7 симфония исполнялась? 7. Основная идея 7 симфонии? 8. Назовите состав оркестра 9. Что, по словам композитора, он передает в этой симфонии, т.е. какова идея? 10..В какой форме написана 1 часть? 11.О чем поведал нам Шостакович в 1 части? 12.Какая звучит тема? Расскажите о ней(главная партия) 13. Какая еще тема имеет важное значение в 1 части7 14.Как называется средний раздел в 1 части симфонии? 15. Что нам рисует эпизод- нашествия? ( 16.Какой инструмент начинает эту тему? 17. Что устанавливается в начале этого раздела и не прекращается до конца этого раздела? 18.Как построена тема нашествия? 19. Какие используют приемы исполнения для необычного звучаниятемы-нашествия 20. Что хотел в этой теме передать нам Композитор? 21.В какой форме построена тема-нашествия? 22.Что вы можете сказать про тему сопротивления? 23. Что происходит в музыкальном развитии. Начиная с этого момента? 24.Где звучит кульминация 1 части? (реквием) 35.С чем совпадает кульминация? 36.Что произошло с темой главной партия в репризе? 37.Скажите, изменилась ли побочная партия в репризе, по сравнению с экспозицией? 38.Что сказал Шостакович о побочной партии в репризе? 39.Как завершается первая часть? 40. Что передает композитор во 2 части? 41.В какой части Шостакович создает образ любимого Ленинграда? 42.Какими слова можно назвать 4 часть симфонии? 43.Что говорил композитор о 4 части? 44.Какие инструменты использованы в финале?
Д.Д. Шостакович является автором пятнадцати симфоний. Этот жанр имеет в его творчестве очень большое значение. Д.Д. Шостакович - это настоящий мастер оркестра, который и мыслит оркестрово. Сочетания инструментов и инструментальные тембры во многом по-новому и с поразительной точностью используются у него в качестве живых участников симфонических драм. Одно из наиболее значительных произведений Шостаковича - седьмая симфония, «Ленинградская», написанная им в 1941-м году. Ее большую часть композитор сочинил в блокадном Ленинграде. Вот только один из эпизодов, которые давали бы представление об условиях, в которых писалась музыка. 16-го сентября 1941-го года, утром, Дмитрий Дмитриевич Шостакович выступил на ленинградском радио. Фашистские самолеты бомбили город, и композитор говорил под разрывы бомб и грохот зенитных орудий: «Час тому назад я закончил партитуру двух частей большого симфонического сочинения. Если это сочинение мне удастся написать хорошо, удастся закончить третью и четвертую части, то тогда можно будет назвать это сочинение Седьмой симфонией. Для чего я сообщаю об этом? - спросил композитор,- ...для того, чтобы радиослушатели, которые слушают меня сейчас, знали, что жизнь нашего города идет нормально. Все мы несем сейчас свою боевую вахту... Советские музыканты, мои дорогие и многочисленные соратники по оружию, мои друзья! Помните, что нашему искусству грозит великая опасность. Будем же защищать нашу музыку, будем же честно и самоотверженно работать...». Не менее замечательна и история первых исполнений этой симфонии, как в СССР, так и за рубежом. Среди них есть такой удивительный факт - премьера в Ленинграде состоялась в августе 1942 года. Люди в осажденном городе нашли силы исполнить симфонию. Для этого пришлось рещить несколько проблем. Например, в оркестре Радиокомитета оставалось только пятнадцать человек, а исполнения симфонии нужно было не менее ста! Тогда решили созвать всех музыкантов, кто был в городе, и даже тех, кто играл во флотских и армейских фронтовых оркестрах под Ленинградом. Седьмую симфонию Шостаковича сыграли 9 августа в зале Филармонии под управлением Карла Ильича Элиасберга. «Эти люди достойны были исполнять симфонию своего города, и музыка была достойна их самих...» - отзывались тогда в «Комсомольской правде» Георгий Макогоненко и Ольга Берггольц. На партитуре симфонии была авторская надпись, гласившая: «Посвящается городу Ленинграду». Седьмую симфонию Шостаковича нередко сравнивают с документальными произведениями о войне, называют «документом», «хроникой», ведь она передает дух событий необычайно точно. Но одновременно эта музыка потрясает и глубиной мысли, а не только непосредственностью впечатлений. Схватку народа с фашизмом Шостакович раскрывает как борьбу двух полюсов: мира разума, творчества, созидания и - мира жестокости и разрушения; настоящего Человека и - цивилизованного варвара; добра и зла. На вопрос о том, что побеждает в результате этого сражения в симфонии, очень хорошо сказал Алексей Толстой: «На угрозу фашизма - обесчеловечить человека - он (т. е. Шостакович) ответил симфонией о победном торжестве всего высокого и прекрасною, созданного гуманитарной культурой...».
| |
|