Воскресенье, 24.09.2017, 00:54
Приветствую Вас Гость | RSS
Музыкальный сайт Нины Борисовны.
Главная » 2016 » Февраль » 29 » С.С. Прокофьев- "Золушка"
07:43
С.С. Прокофьев- "Золушка"

С.С. Прокофьев «Золушка»

 

 

 

 

 

Прокофьев любил говорить : «Я НЕ ЛЮБЛЮ БЫТЬ В СОСТОЯНИИ, Я ЛЮБЛЮ БЫТЬ В ДВИЖЕНИИ»

.

 Сергей Сергеевич Прокофьев

                                                                                         «Прокофьев – солнце XX  века»

   

     “Самым лучшим памятником какой-либо эпохи все же является искусство”. Эти слова, сказанные когда-то художником Казимиром Малевичем, в полной мере могут быть отнесены к Сергею Сергеевичу Прокофьеву, чье творчество стало величественным памятником XX веку.

     Пестрая, сложная атмосфера начала XX века была накалена спорами; возникали и сменяли друг друга разные творческие объединения.

 

     Сочинения Прокофьева не потерялись в вихре сложной  художественной жизни. По-молодому дерзкие, они поражали и захватывали слушателей, как окрыленные “Поэма экстаза” и “Прометей” Скрябина, как радостное буйство “Петрушки” и ошеломляющая стихийность “Весны священной” Стравинского.

     Музыка его земная, она говорит нам, что жизнь — это превосходная, умная и прелюбопытная вещь, никуда от нее убегать не надо, сделаем ее еще более интересной.

 

     Стиль Прокофьева на протяжении его творческого пути претерпел большие изменения. Прокофьев прокладывал пути новой музыки нашего столетия вместе с другими новаторами начала века - К. Дебюсси? Б. Бартоком, А. Скрябиным, И.Стравинским.

     Произведения совсем юного композитора порази­ли музыкальный мир своей необычной самостоятельностью. Это был совсем новый язык, совсем новые мысли.


     Первые же слушатели прокофьевской музыки сразу разде­лились на два резко враждебных лагеря: восторженных цени­телей и негодующих хулителей. Концерт из его произведений обычно вызывал столь же бурные рукоплескания, сколь и прон­зительные свистки. Молодого автора это скорее забавляло, чем волновало; он шел спокойно, но решительно по своему пути. 

     «Основное достоинство (или недостаток, как вам будет угодно) моей музыки – поиск собственного оригинального стиля. Я не желаю имитировать чужой стиль. Я отвергаю привычные методы композиции. Новизна – это то, к чему я всегда стремился», - говорил Прокофьев.

     “Ни в какие рамки не вогнать пока творчество Прокофьева и никакой мерой не измерить – все будет насилием, потому что творчество его в будущем и судить его надо по его же законам”. Эти слова Асафьева 1914 года оказались пророческими, так как искусство Прокофьева сразу было устремлено вперед, в наше время.

 

     Прокофьев стал новым веянием в развитии музыкальной культуры. Критики называли его композитором-новатором, который создал в музыке собственный стиля.

     Новаторство его творчества было во многом определено, по признанию самого композитора,

встречей с Танеевым в 1902 году, пошутившим над простоватыми гармониями в симфонии. Поиски нового гармонического и мелодического языка вылились в накаленную эмоциональность, первозданную стихийность, повышенную экспрессию.

 

     Стиль музыки Прокофьева, помимо мелодических и гармонических средств, во многом определяется ритмом. Энергия ритма ассоциировалась в сознании композитора с духом времени.  Ритмы Прокофьева, мужественные  чеканные, острые, и в то же время простые, неизменно вселяющие в душу слушателя радостные, бодрые мысли и чув­ства.

     С регулярностью связана приверженность композитора к квадратным структурам, часто встречается у него оформление темы в виде восьмитактового периода, что в целом редко наблюдается в музыке XX века. Велико значение ритмического ostinato.

 

     Наследие Прокофьева впечатляет как разнообразием жанров (Прокофьев писал практически  во  всех  музыкальных жанрах: опера, балет, концерт, симфония, соната, песня, романс, кантата, театральная и киномузыка, музыка для детей), так и количеством созданных им произведений. Музыкальные сочинения композитора наиболее полно собраны в 20 томах.

     Индивидуальность, самобытность Прокофьева связаны, прежде всего, с удивительной разноплановостью образного строя сочинений. В своей “Автобиографии” композитор специально остановился на тех главных линиях, по которым двигалось его творчество.

     Первая линияклассическая. Сам Прокофьев назвал ее в числе первых. Примечательно, что Прокофьев стоит у истоков неоклассицистского направления в искусстве XX века, в которое были вовлечены крупнейшие композиторы, такие как

И. Стравинский,  М. Равель.

    

   Для неоклассицизма характерно обращение к принципам музыкального мышления и жанрам, типичным для барокко, раннего классицизма, обращение к забытым жанрам и стилистическим принципам этих эпох, но с новых эстетических позиций. У Прокофьева черты неоклассицизма проявляются в обращении к жанрам сонаты, концерта, менуэта, гавота; в “галантности”, прозрачности фактуры; в структурной четкости многих неоклассицистских произведений композитора, часто напоминающих музыку XVII–XVIII веков. Но то, что происходило в его сочинениях из прошлого, обретало новый смысл, начинало искриться истинно прокофьевскими красками. Яркий пример неоклассицистского произведения Прокофьева – симфония № 1, ре-мажор.

   Классическая  проявляется связь творчества Прокофьева с классическим мировым наследием.  Это склонность к величавым гимнам и торжественной мажорности (Глинка), тяга к фантастике (Римский – Корсаков), к эпическим, богатырским образам (Бородин), внимание к живой натуре, склонность к декламации (Даргомыжский, Мусоргский)

У Прокофьева всегда мужественные, активные, цельные натуры

 

     Вторая линияноваторская и связанная с нею токкатная или моторная. Поиски нового гармонического и мелодического языка вылились в ту накаленную эмоциональность, первозданную стихийность, повышенную экспрессию, резкость звучания и неудержимый напор ритмов, которые отличали не только ранние опусы композитора, но и более поздние.

Прокофьев считал: «Кардинальным достоинством моей жизни, всегда были поиски оригинального, своего музыкального языка. Я ненавижу подражание. Я ненавижу избитые приемы. Я не хочу быть под чьей-то маской. Я всегда хочу быть самим собой»

Какие новаторские черты музыкального языка Прокофьева вы можете отметить?

     Третья линия – лирическая. Оставаясь всегда сдержанной, она до сегодняшнего дня покоряет теплотой, одухотворенностью, искренностью. Лирические страницы музыки композитора отмечены оттенком спокойствия.

 « В лирике мне в течении долгого времени отказывали вовсе и, непоощренная, она развивалась медленно. Зато в дальнейшем я обращал на нее все больше и больше внимания.

     Четвертая линия – гротесковая. Юмор Прокофьева по преимуществу светлый. Токкатная.  Считает ли Прокофьев ритм основным элементом музыкального языка?

     Редкая творческая продуктивность Прокофьева объясняется не только фанатичным желанием сочинять, но и дисциплинированностью, трудолюбием, воспитанным с детства.

    

     Сергея Прокофьева смело можно назвать солнцем русской музыки двадцатого века.

 

     Русский поэт Константин Бальмонт как-то назвал Прокофьева «солнечным богачом». И действительно, его музыка ярка, как солнце, тепла, как солнце, величественна, как солнце.

 

     Его творчество напоено могучей жизненной силой,  светом,  безграничной любовью к жизни, к человеку, к природе. Даже в самых печальных, самых драматически-напряженных, трагедийных страницах его музыки  — мы  чувствуем, что  снова засияет над нами солнце.

 

     Оперы и балеты Прокофьева украшают сейчас сцены лучших театров, а симфонии и концерты входят в репертуар лучших оркестров мира. И нет, вероятно, ни на одном континенте земли ни одного серьезного пианиста, скрипача и виолончелиста, который не играл бы в своих концертах крупных или мелких инструментальных пьес Прокофьева.

         Прокофьев - мастер балетной музыки  Им написано 7 балетов. В его балетах четкий  ритм,  пластичный  звук, эмоциональная яркость. Композитору  мечтал создать балет по сказке Ш.Перро «Золушка». Он приступил к созданию балета, когда ему было более 50 лет. Именно в этом возрасте  он стремился к простоте и образам детства. В этом балете звучит самый романтичный утонченный, трепетный танец - вальс. Вальс – танец мечты и исполнения  желаний.

     Прокофьев  прожил  большую и сложную жизнь в искусстве Он завоевал  всемирную славу и признание как один из самых выдающихся музыкантов нашего времени.

 

     Совершенно особой областью творчество Прокофьева стали произведения для детей. Его детская музыка —  дар большого художника детям. Полвека отделяет «Детский альбом» П. Чайковского от «Детской музыки» С. Прокофьева, а роднит эти два цикла одно — счастливое детство. Отличают же их музыкальный язык, интонации, стиль.

     В пьесах П. Чайковского звучит песенное, задушевное высказывание простого человеческого сердца, призыв к общению. От мелодии исходят все прекрасные качества его музыки: интонации ласки, сочувствия, сострадания, дружеской поддержки, ясность и выразительность мысли, эмоциональная насыщенность образов, точность формы.

     У С.Прокофьева — свобода, раскованность, своеобразный восторг, охватывающий ребенка на природе. Герой его музыкального альбома — само движение, он так похож на самого Сережу Прокофьева.

     По словам В. Блока, великий композитор обладал талантом особого рода, чтобы «подобрать волшебные ключи к детским сердцам, созвучные ребячьему мироощущению и, детскому  восприятию».

 

     “Я люблю быть в движении”, - говорил композитор. Вечная живость, неукротимость в натуре Прокофьева сочетались с глубочайшей человечностью, сердечностью. Нежность души Прокофьева со временем все больше и больше проявляла себя в  лирических  темах его произведений.

 

     Со временем лирическая  тема в произведениях Прокофьева  все больше расцветала, покоряя слушателей  теплотой, искренностью, спокойствием.

 

Содержание «Детской музыки:
 

1. Утро
 2. Прогулка
 3. Сказочка
 4. Тарантелла
 5. Раскаяние
 6. Вальс
 7. Шествие кузнечиков
 8. Дождь и радуга
 9. Пятнашки
10. Марш
11. Вечер
12. Ходит месяц над лугами

 

     Обращение к забытым  жанрам сонаты, концерта, менуэта, гавота (гавот - любимый танец композитора, особенно в детские годы), часто напоминающим музыку XVII–XVIII веков.

 

     Среди композиторов своего времени Прокофьев выделяется замечательной и уже редкой для музыканта XX века способностью сочинять прекрасные мелодии. Мелодика Прокофьева удивительна разнообразна.

 

     Для мелодики Прокофьева характерен необычайно широкий диапазон, острые скачки на широкие интервалы,  повторность, гибкая извилистость кантилены , слияние песенности и декламационности, регистровое “раскрепощение” (тема, начатая в низком регистре легко может окончиться  в  высоком регистре).

     Характерность мелодики Прокофьева находится в неразрывном единстве с ладогармонической стороной его стиля. В отличие от многих своих современников Прокофьев был приверженцем тональной музыки. Однако “прокофьевская тональность” - качественно новое явление. Для анализа гармонического языка Прокофьева был впоследствии предложен ряд новых теоретических терминов, в частности “двенадцатиступенная тональность”, “расширенная тональность”.

     Для гармонии Прокофьева характерны аккорды с внедряющимися или замененными ступенями. Это трезвучия, септаккорды с гроздьями секунд вокруг основных тонов, с квартами и тритонами вместо терций. Авторская гармония композитора – “прокофьевская доминанта” с повышенными тонами квинты и септимы. Для ладового мышления композиторы характерны: политональность, ладовое переченье.

 

     Около полувека продолжалась творческая деятельность Прокофьева. Стремительно развивался его талант, до конца своей жизни Прокофьев находился в постоянном поиске, всегда был полон замыслов.

 

   Стиль Прокофьева:

Композитор-мелодист, его мелодии разнообразны – широкий диапазон, скачки на широкие интервалы, декламационность.

«Прокофьевкая доминанта» с повышенными тонами квинты и септимы.

Лад - характерна политональность.

Ритм – остинато, мужественные, чеканные, острые и в тоже время простые.

Аккорды с внедряющимися или замененными ступенями (септаккорды с секундами вокруг основных тонов, с квартами и тритонами  вместо терций).

     Сергей Прокофьев умер в один день со Сталиным. Его смерть почти не была замечена советскими средствами массовой информации. Неуклюжей попыткой советской власти сгладить вину перед композитором стало посмертное присуждение ему Ленинской премии (1957). Их похороны происходили в один и тот же день. Проводить в последний путь Прокофьева пришли только несколько самых близких людей. Что бы достать цветы на могилу, люди покупали их "для Сталина", так как иначе они не могли приобрести ни одного цветка...

     Поэт Вадим Семернин вспомнит позднее, что в тот день, когда вся Москва была перегорожена кордонами милиции и армии, очень непросто было пройти к гробу Прокофьева, купить цветы. И все же:

 

«К нему и флоксы и герани

С квартир московских понесли.

Все было правильно и просто..

Оркестры пели о другом,

А здесь один печальный Ойстрах

Водил над скрипкою смычком...»

 

Сергей Прокофьев был одним из великих творцов XX века, создавших новаторский музыкальный театр.


Есть в музыке такая сила,
такая тягостная власть,
что стоит под нее подпасть, -
и жизнь покажется красивой.

 

«Золушка»

  1. Назовите произведения Прокофьева на сказочные сюжеты.
  2. Сколько линий проходит через творчество Прокофьева
  3. Сказочная линия имеет важное место в творчестве композитора?
  4. Что вы знаете о истории создания балета «Золушка»?
  5. Кому  принадлежат слова « Я особенно рад, что видел Вас в роли…
  6. Кто автор либретто?
  7. Какие задачи поставил перед собой Прокофьев, создавая «Золушку»
  8. Что хотел Прокофьев, чтобы увидели зрители в его балете?
  9.  К какому жанру относится балет «Золушка»?
  10. Что соединил в своем балете Прокофьев?
  11. Какие классические балетные формы использовал  Прокофьев в балете?
  12. Какие новые формы были введены Прокофьевым в балете?
  13.  Кто стоит в центре нашего внимания, кому посвящены лучшие страницы балета?
  14. Где впервые мы встречаемся с главной героиней?
  15.  Расскажите  о теме вступления
  16. Какими чертами  характера  он наделяет  героев  в «Золушке»?
  17.  Какой нам представлена Золушка?
  18. Дайте характеристику Золушке «обиженной»
  19. Как нам представлена Золушка « мечтательная»?

 

  1. Скажите, у Золушки мечта превратилась в реальность?
  2. В какой сцене показал нам это композитор?
  3. Дайте характеристику этой сцене.
  4. Музыкальный портрет Золушки включает танцевальные элементы?
  5. Прокофьев включает вальс в балет, как вы думаете почему?
  6.  Широкое развитие ритмов вальса роднит «Золушку» с балетами  каких композиторов?
  7. В какой сцене даны характеристики Худышки, Кубышки  и  мачехи?
  8. На чем основана музыка этой сцены?
  9. Что мы можем рассказать о Принце?
  10. В сцене  путешествия  вокруг света, какой жанр использовал композитор?
  11. Какие черты раскрывает Прокофьев в образе Принца?
  12. К лучшим страницам балета принадлежит музыка, рисующая появление покровительницы Золушки и фей.

 

  1. Какие выразительные средства нашел Прокофьев  для музыкальных портретов сказочных героев?

 История создания

   Музыка к балету написана в период с 1940 по 1944 год. Впервые «Золушка» на музыку Прокофьева была поставлена 21 ноября 1945 года на сцене Большого театра. Её постановщиком был Ростислав Захаров, а заглавную роль исполняли балерины Ольга Лепешинская, Галина Уланова и Раиса Стручкова.  Борис Пастернак писал Галине Улановой после премьеры балета в Москве в декабре 1945 года:

   «…Я особенно рад, что видел Вас в роли, которая наряду со многими другими образами мирового вымысла выражает чудесную и победительную силу детской, покорной обстоятельствам и верной себе чистоты… Мне та сила дорога в её угрожающей противоположности той, тоже вековой, лживой и трусливой, низкопоклонной придворной стихии, нынешних форм которой я не люблю до сумасшествия…»

    8 апреля 1946 года в Кировском театре состоялась премьера нового балета Константина Сергеева на музыку Прокофьева. Спектакль оформил художник Борис Эрдман, за дирижёрским пультом был Павел Фельдт. Партию Золушки исполнила супруга балетмейстера Наталья Дудинская, а принца — К. М. Сергеев. Прекрасным воплощением образа Золушки стали Габриэла Комлева и Светлана Ефремова. И сам спектакль на долгие годы полюбился зрителю, вспоминавшему фильм Шварца. В своё время, в начале 80-х годов, спектакль Сергеева был заснят на киноплёнку как телебалет.

    В центре внимания композитора - Золушка, которой посвящены лучшие страницы балета. Чистотой и поэзией веет уже от краткого оркестрового вступления, где звучит несколько наивная тема героини и пленительно расцветает ее мечта о счастье (тема заключительного апофеоза). Музыка вступления проста по гармонизации и оркестровке, вполне соответствующим характеру мелодии. Это царство ясной романтической лирики, определяющей основной характер балета. Так же романтично, с неизменным изяществом и грацией, обрисована Золушка и в других эпизодах балета.

   Кульминация ее партии - дуэт с Принцем (второе действие), пленяющий разливом лирической мелодии, которая приобретает здесь черты светлой восторженности. Красивый, спокойно льющийся напев поддержан полнозвучной гармонией. Прокофьеву достаточно двух-трех поворотов мелодии, неожиданных сопоставлений регистров - и обычные аккорды до мажора приобретают особую глубину звучания, какую-то светоносность, прекрасно сочетающуюся с обликом героев - Золушки и Принца, - носителей чистой и возвышенной мечты.

   Мечта, ставшая реальностью, расцветает и в музыке заключительного Amoroso, построенного на второй теме вступления. Она разрастается в дифирамб чувству любви, плавная мелодия звучит на фоне мягких аккордовых фигураций, все дано в сказочно-романтическом преломлении. Сила поэтического вдохновения, которая есть и в сказке Перро, вновь оживает в музыке; она воспевает красоту большого человеческого чувства.

   Музыкальный портрет Золушки включает также и чисто танцевальные элементы. Так, в первом действии Золушка танцует гавот, обрывки которого впервые появились в сцене урока танцев. Ее злые сестры оказались способными лишь на неуклюжее воспроизведение отдельных па. И лишь для Золушки полностью звучит музыка гавота, сопровождающая ее танец. Золушка танцует и вальс в сцене отъезда на бал, завершающей первое действие, на балу и в финальном апофеозе. Первый вальс Золушки полон непередаваемого словами поэтического очарования.

   Прокофьев следует русской традиции, так отчетливо выраженной в любимом им «Вальсе-фантазии» Глинки. Родство ощущается не только в элегичности мелодии, но и в выразительности подголоска, сливающегося с мелодией вальса в певучем дуэте. Этот вальс, в несколько вариированном виде появляется и в коде второго, действия, предшествуя фантастической по колориту музыке боя часов.

   В балете есть и другие вальсы. В сцене придворного бала звучит,  на который обычно ставится дивертисментный «парад участников». Однако в отличие от многих аналогичных вальсов-дивертисментов, в музыке Прокофьева сильна лирическая нота, связанная с темой балета и обликом его героини. Еще отчетливее слышится она в «Медленном вальсе» (Принц и Золушка в чудесном саду). Мягкий колорит ре-бемоль мажора, плавные ходы мелодии, прозрачность оркестровки - все использовано для того, чтобы нарисовать картину безоблачного счастья.

   Широкое развитие ритмов вальса роднит «Золушку» с наследием русской хореографической классики, прежде всего - балетами Чайковского и Глазунова. В последние годы жизни у Прокофьева появился живой интерес к вальсу, звучащему во многих его произведениях. Он создал даже концертную сюиту, в которой объединены вальсы из различных произведений.

   В балете ясно различимы три плана:

-сестры и мачеха, с их эгоизмом и душевной пустотой;

-Золушка, в которой воплощена идеальная мечта о счастье;

-фея и другие сказочные персонажи, переносящие действие в сферу фантастики.

Каждый из этих планов воплощен композитором ярко и оригинально.

  Своеобразен например лейтмотив покровительницы Золушки, Феи-нищенки, главной движущей силы чудесных событий: всего лишь цепочка трелей сначала медленных, чуть раскачивающихся, затем - быстрых. К числу лучших страниц балета принадлежит и музыка, рисующая появление фей Весны, Лета, Осени и Зимы. Подчеркнутость ритма, столь важная для хореографа, сочетается здесь с тонкостью рисунка, привлекательной для музыканта. Прокофьев находит точную меру соотношения двух элементов.

   Фея Весны предстает в стремительной тарантелле, а затем в еще более оживленном двухдольном эпизоде, который напоминает характеристику Джульетты-девочки. Фея Лета охарактеризована спокойной мелодией в размере 12/в, приобретающей в среднем эпизоде широту дыхания; это - картина знойного дня, голубого неба и сочной зелени леса. Фея Осени несколько неожиданно воплотилась в капризных очертаниях Allegro moderato. И наконец, фея Зимы предстает в сумрачном, несколько меланхолическом облике.

  Композитор пользуется простыми средствами: хроматические ходы в пределах малой терции, ниспадающие гаммы, привычная модуляционная последовательность - As - С - As. Но, как и в других аналогичных случаях, свежести звучания он достигает благодаря остроумным сопоставлениям и интонационным изгибам, которые придают такое изящество мелодическому рисунку.

 

 

 

Просмотров: 2598 | Добавил: NinaBorisovna | Рейтинг: 0.0/0
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 1
Пользователей: 1
audragp18
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Архив записей

Copyright MyCorp © 2017
Конструктор сайтов - uCoz